18 Марта 2020

Маркировка духов: как магазину подготовиться

1 октября 2020 года в России начнет маркировка духов станет обязательной. Каждый флакон парфюма получит уникальный код, который потребитель сможет проверить через специальное мобильное приложение – не подделка ли это. Ритейлу пора готовиться к новым правилам продажи. Рассказываем, как это будет работать, какое потребуется оборудование, какие сроки и штрафы за продажу без маркировки.

Для чего вводят маркировку

Российский рынок постепенно переходит на торговлю маркированными товарами: табак, шубы, обувь, лекарства, парфюмерия. Это нужно для борьбы с подделками и «серыми» товарами на полках розничных магазинов. Государство осложнит жизнь «серому» рынку и этим защитит честных предпринимателей от недобросовестной конкуренции, а рядового потребителя — от подделок.

Вся маркированная парфюмерия попадает в общий реестр. Исключение составят пробники и экспортные товары. Специальные штрихкоды будут наносить на этикетку или упаковку. Код маркировки даст развернутую справку: кто и где произвел, как парфюм попал на розничную полку.

Как будет работать маркировка

Выпуском уникальных кодов займется национальная система цифровой маркировки «Честный ЗНАК». Каждому флакону духов присваивается уникальный код, который используется единоразово – когда парфюм купят, код выводится из реестра.

Для маркировки применяется сгенерированный цифровой двумерный код формата Data Matrix. Это квадратный код, для его распознавания не подходит обычный сканер. Потребуется оборудование, работающее в двух измерениях – 2D-сканер.

Рядовой потребитель сможет проверить качество парфюмерии. В приложении от «Честного ЗНАКА» будет возможность проверки штрихкода на упаковке или в чеке. Если сканер выбьет ошибку, значит, это не оригинальная продукция.

В базе «Честный знак» должны зарегистрироваться все участники торговой цепочки. Для участников рынка формируется единый реестр. В нем можно отследить, как парфюм попал с завода на прилавок конкретного магазина.

На всех этапах оборота парфюмерии будет задействована система электронного документооборота (ЭДО). Когда одна сторона передает другой парфюмерную продукцию, подписывается накладная в электронном формате – официально это называется универсальный передаточный документ (УПД).

Производитель или импортер Занимается маркировкой новой продукции. Заказывает новые коды в реестре «Честного знака», наносит их на упаковку.
Если духи произведены в России, то коды необходимо нанести на заводе. Импортный парфюм должен маркироваться до ввоза в РФ, но как это будет реализовано на практике пока не совсем понятно. Скорее всего, импортер будет заказывать коды, и договариваться с производителем, чтобы штрихкоды нанесли прямо на заводе. Готовый товар продают дистрибуции или рознице. На этом этапе стороны должны подписать электронную накладную и обменяться данными в ЭДО. Так в национальный реестр цифровой маркировки попадают сведения о товаре – наименование, количество, стоимость, дистрибуция или розница.
Оптовый продавец или дистрибьютор Получает партию с маркировкой, в цифровом реестре меняется владелец парфюмерной продукции. Дальше парфюм перепродается рознице – стороны опять обмениваются электронными накладными. Товар передают рознице, соответствующие отметки появляются в «Честном знаке».
Розничный продавец Получает продукцию, сверяет электронную накладную дистрибьютора (или оптового продавца) с реальными штрихкодами на упаковках. Если нет никаких ошибок, стороны подписывают УПД. Товар переходит рознице, его можно продавать конечному потребителю.

Это пример работы по новым правилам. На практике схема может отличаться – например, производитель продаст партию товара напрямую розничному продавцу, без участия дистрибьюторов.

Когда парфюмерию будут продавать потребителю, на кассе отсканируют уникальный штрихкод, чек с кодом маркировки отправится оператору фискальных данных (ОФД). Затем ОФД передает этот чек в «Честный знак», где код выводится из оборота.

Что нужно для маркировки духов

Если вы розничный продавец, недостаточно просто купить 2D-сканер для проверки штрихкодов на упаковке духов. Все участники оборота регистрируются в национальном цифровом реестре маркировки «Честный знак», для подписания накладных в электронном формате (УПД) нужна специальная электронная подпись. Плюс кому-то потребуется докупить или обновить кассовое оборудование. Рассказываем подробнее о всех этапах.

Получить квалифицированную электронную подпись

Без такой подписи не получится работать – на каждой стадии такой подписью заверяют электронные накладные. Квалифицированные подписи выдают в специальных учреждениях – удостоверяющих центрах. Подпись выдают на конкретного человека. Для розницы важно, чтобы это был сотрудник, работающий от имени магазина без доверенности.

На сайте цифровой маркировки есть подробное руководство, как устанавливать и настраивать соответствующее ПО.

Пройти регистрацию в «Честном знаке»

На сайте нужно указать сведения о магазине, выбрать из списка подходящий сертификат подписи и заполнить заявку на регистрацию. Регистрационную заявку должны рассмотреть за 24 часа.

Всем участникам оборота нужно зарегистрироваться на сайте «Честного знака» до 31.03.2020 г. Например, если российский производитель не зарегистрируется в системе, то не сможет заказать уникальные коды для духов и продать их оптовикам или розничным магазинам.

Обновить оборудование, установить ПО

Заменить одномерные сканеры штрихкодов на 2D-сканеры, которые корректно считывают двумерные коды. Такое устройство стоит от 2 до 20 тысяч ₽ – неприятные траты, но сканер нужно купить единоразово.

Обновить кассовое оборудование: чтобы работать с маркированными парфюмами, нужно установить специальные программы или обновить ПО вашей онлайн-кассы. Если используете Эвотор, установите сервис «Маркировка».

Подключить электронный документооборот (ЭДО) для обмена накладными в электронном виде. К старту обязательной маркировки договор ЭДО уже должен быть заключен. Вы сами выбираете подходящую систему. Эвотор работает со всеми основными операторами ЭДО, а подключение оператора в личном кабинете Эвотора бесплатное.

Продать немаркированные остатки

До 30 сентября 2021 можно продавать остатки немаркированной парфюмерии со склада. Это актуально для духов и туалетной воды, которые произвели или ввезли в Россию до 01.10.2020 г. Маркировать остатки не нужно.

Продавать маркированные духи

Пока что все это на стадии эксперимента и обкатки новой системы, но с 1 октября 2020 года эти правила становятся обязательными – в национальный реестр должны передаваться сведения о любой новой парфюмерии за исключением пробников.

Проводить повторную маркировку

Если код на упаковке поврежден (например, при транспортировке или покупатель возвращает товар без упаковки), розничный продавец должен повторно маркировать товар. Розница заказывает новый код в национальном реестре, скачивает его в подходящем формате, распечатывает и клеит на упаковку. Для возвращения духов в оборот, штрихкод сканируется 2D-сканером. Товар вновь готов к продаже.

Что грозит нарушителям

Нарушение Должностное лицо Компания или ИП Статья
Производство парфюмерии без нанесения маркировки 5000 ₽ – 10 000 ₽ с конфискацией предметов нарушения 50 000 ₽ – 100 000 ₽ с конфискацией предметов нарушения ч. 1 ст. 15.12 КоАП РФ
Нарушение Должностное лицо ИП Компания Статья
Продажа парфюмерии без маркировки 5000 ₽ – 10 000 ₽ с конфискацией предметов нарушения 2000 ₽ – 4000 ₽ с конфискацией предметов нарушения 50 000 ₽ – 300 000 ₽ с конфискацией предметов нарушения ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ

Но административный штраф еще не самое суровое наказание. Если речь идет о продаже немаркированных товаров в крупном размере, то это классифицируется, как уголовное преступление.

По УК РФ «крупный размер» – это 1 500 000 ₽. Суд будет выбирать наказание на свое усмотрение:

  • Штраф до 300 000 ₽ или зарплата (либо другой доход) за период до двух лет.
  • Принудительные работы до трех лет.
  • Тюремное заключение до трех лет плюс штраф 80 000 ₽ или доход за период 6 месяцев.

Если в суде докажут, что правонарушение совершила группа лиц по сговору или в особо крупном размере, то это признают отягчающим обстоятельством – сроки будут больше.

Памятка

  1. Маркировку парфюмерии вводят для борьбы с подделками. По коду можно будет узнать получить полную справку – когда и кем произведены духи, как попали на полку магазина.
  2. Для продажи парфюмов без нарушения закона, магазинам нужна регистрация в национальном реестре «Честный знак», квалифицированная электронная подпись и не забыть обновить оборудование.
  3. С 1 октября 2020 года вся новая парфюмерная продукция маркируется в обязательном порядке. До 30 сентября 2021 нужно продать все остатки немаркированного товара со склада.
  4. Нарушителей ждут административные штрафы и уголовный срок за нарушение в особо крупном масштабе – продажа немаркированных парфюмов на сумму 1,5 млн ₽ и более.
Будьте в курсе новостей
Закон о маркировке — новый и постоянно дорабатывается. Как только что-то изменится, мы вам напишем.
Подписаться
Другие новости по теме
Оставьте заявку, а мы сделаем остальное
Заполните имя
Заполните телефон
Заполните e-mail
Оставить заявку