Ответы на главные вопросы про маркировку воды

С 1 марта 2023 года розничные продавцы, у которых в ассортименте есть упакованная вода, должны сообщать о её продажах в «Честный знак». Для этого нужно сканировать код маркировки на каждой бутылке.
Но это не всё, что вам нужно знать о работе с маркированным товаром . Остаётся ещё много вопросов — как делать приёмку товара; как быть с водой в гостиницах и общепите; что делать, если код маркировки не считывается; распространенные ошибки предпринимателей и как их избежать. Обо всём этом рассказываем дальше.

Этапы маркировки

Для всех участников оборота.

С 1 ноября 2022 года по 28 февраля 2025 года — объёмно-сортовой учёт для участников оборота при обмене и приёмке воды. Все, кто производит и продаёт маркированную воду, должны использовать систему электронного документооборота (ЭДО)*, чтобы принять поставку и вывести из оборота просроченный или утерянный товар. В каждом универсальном передаточном документе (УПД) нужно указывать GTIN товара и его количество.

С 1 марта 2025 года — поэкземплярный учёт. Нужно сообщать в «Честный знак» обо всём, что происходит с каждым товаром. Производители и импортёры будут обязаны указывать в УПД коды маркировки каждой бутылки воды.

Для розницы.

С 1 марта 2023 года ― нужно сканировать код маркировки в чек при продаже.

Для HoReCa.

К 1 декабря 2023 года ― к системе маркировки воды должны подключиться рестораны, кафе, отели и общепит в госучреждениях (столовые в школах, детских садах, больницах), которые приобретают упакованную воду не для продажи. Например, для приготовления блюд.

1. Как торговать маркированной воды розничному магазину?

  1. Оформите электронную подпись руководителя юрлица или ИП (заявку на электронную подпись можно оформить через маркет Эвотора). 
  2. Зарегистрируйтесь в «Честном знаке» (здесь рассказываем, как это сделать). 
  3. Добавьте воду в свои товарные группы в «Честном знаке» и подпишите соответствующие документы в личном кабинете (как это сделать).
  4. Подключитесь к системе электронного документооборота*, чтобы принимать товар по электронным накладным.
  5. Добавьте вашего оператора ЭДО в личном кабинете «Честного знака». Это нужно, что «Честный знак» видел поставки, которые вы принимаете у себя на точке и обновлял информацию в вашем виртуальном складе.
  6. Купите и подключите 2D-сканер, который умеет считывать код Data Matrix.
  7. Проверьте, что ПО вашей кассы поддерживает работу с маркированными товарами.

2. Что за сегмент HoReCa и кто к нему относится?

HoReCa — это заведения, которые оказывают услуги по питанию и используют воду для приготовления блюд. Если же вы относитесь к этому сегменту и продаёте воду посетителям через кассу, то должны соответствовать требованиям маркировки, действующим с 1 марта.

3. Чем отличаются поэкземплярный и объёмно-сортовой виды учета?

Учёт маркированных товаров бывает поэкземплярным и объёмно-сортовым.
При поэкземплярном учёте нужно отчитываться в систему маркировки о движении каждого товара.
При объёмно-сортовом — только о партиях. Это значит, что во время приёмки, а также при выводе товара из оборота по любым причинам, кроме продажи, нужно сообщать в «Честный знак» данные о партии: общий код GTIN и количество товаров. Коды маркировки каждого товара при этом указывать не нужно.

4. Можно указывать коды маркировки в УПД, пока действует объёмно-сортовой учет? Можно принимать товары по объёмно-сортовому и поэкземплярному учёту в одной поставке?

Да, вы можете использовать поэкземплярный учет с вашими поставщиками. И вы можете смешивать в одном УПД ОСУ и поэкземплярный учет по воде.
Также допустимо в одном УПД смешивать определенные товарные группы, например, можно смешивать в 1 УПД молоко и воду, воду и табак.

5. Нужно ли проверять коды маркировки при приемке товара?

Это необязательно, но лучше проверять хотя бы выборочно.
Особенно важно, чтобы:
  • коды были хорошо пропечатаны и считывались;
  • у кода был статус «в обороте»;
  • производитель указал разрешительную документацию при вводе товара в оборот;
  • информацию о товаре на бутылке и в коде совпадала (к примеру, дата розлива).

6. Что, если поставщик забыл отправить УПД вместе с поставкой?

Продавать маркированную воду можно только после того, как вы подпишите УПД, и товар перейдёт от поставщика к вам в «Честном знаке».

Молочную продукцию можно продавать до подписания УПД, так как там было упрощение правил.

По воде такого упрощения нет.

7. Как быстро и легко принять товар?

С помощью сервиса «Маркировка». Он поможет:
  1. Принимать электронные накладные можно прямо на кассе. А если пользуетесь товароучётным сервисом «Управление ассортиментом», то при приёмке у вас обновятся товарный остатки — всего за 30 секунд.
  2. Быстро создать новые карточки товара — нужно только отсканировать код маркировки. Вся информация о товаре подтянется в карточку автоматически, а вам останется только добавить розничную цену продажи.
  3. Проверять статус УПД в «Честном знаке». Сервис покажет, если товар не перешёл на вас в системе маркировки. 
  4. Сканировать один код идентификации на групповой упаковке вместо кодов на каждой бутылке. Если вы принимаете воду в паллетах, попросите поставщика маркировать их кодом идентификации групповой упаковки. Такой код объединяет все коды на товары внутри паллеты.

8. Что делать, если на бутылке нет кода маркировки?

Есть три варианта, почему на бутылке может отсутствовать код маркировки.
  1. Этот тип воды не подлежит маркировке. Например, вода для детского питания, дистиллированная или подслащенная.
  2. Вода была произведена до того, как началась маркировка для производителей. Для минеральной воды этот срок до 1 декабря 2021 года. Для питьевой — до 1 марта 2022 года.
  3. Если по какой-то причине код маркировки отсутствует на бутылке с водой, которая была упакована после 1 декабря 2021 года или 1 марта 2022 года, такую воду не нужно принимать у поставщика. Иначе могут оштрафовать. 

9. Что такое виртуальный склад?

Виртуальный склад есть у всех участников оборота маркированный воды, которые зарегистрированы в «Честном знаке» - вы можете увидеть его в личном кабинете. В складе вы увидите весь товар на балансе вашей точки.

У некоторых на складах уже есть вода, так как сведения о движении товара начали предоставляться уже с 1 ноября 2022 года.

С 1 марта 2023 года виртуальные склады будут поэтапно обнуляться. В течение 90 дней с даты обнуления ГИС МТ начнет отслеживать движение товара: приход и расход. Остатки откорректируются. При несовпадении данных может будет сделать корректировку через службу техподдержки “Честного знака”.

10. Что делать, если количество товара в накладной и в поставке не совпадает?

Первое — не принимать УПД с неверными данными.
Второе — создайте универсальный корректирующий документ (УКД) и подпишите с двух сторон.

11. Как продавать маркированный товар?

С 1 марта 2023 года всегда при розничной продаже нужно продавать сканируя код маркировки.

Сейчас многие кассы, в том числе Эвотор, позволяют продавать товар только по коду маркировки, без сканирования штрихкода. Это позволяет не замедлять продажу. В Эвоторе для быстрой продажи в одно сканирование нужно, чтобы в карточке товара был заведен GTIN как штрихкод товара.

Во многих кассах можно настроить предупреждения кассиру, если код уже выбыл из оборота - такой товар продавать нельзя. Если по одному штрихкоду можно продать несколько упаковок, то по коду маркировки так делать категорически нельзя.

Нельзя продавать маркированный товар через кассу в розницу не сканируя код, а потом выводить товар напрямую в «Честном знаке». Это будет нарушением 54-ФЗ.

12. Что делать, если код маркировки не считывается при продаже?

Попробуйте пробить другую бутылку с водой. Бутылку, на которой не получилось считать код маркировки, спишите или попросите поставщика её заменить. Рекомендуем проверять целостность кодов маркировки во время поставки, чтобы не возникало таких ситуаций.

13. Что такое проверка кода маркировки при продаже?

Для продавцов маркированных товаров ввели новую версия формата фискальных документов — ФФД 1.2. Это означает, что во время продажи код проходит проверку в системе маркировки и на фискальном накопителе (ФН).
Вот, что проверяют:
  1. Формат кода.
  2. Факт того, что код выпущен ГИС МТ.
  3. Валидность кода. 
Результаты проверки отразятся в чеке:
  • [М-] — товар не прошёл проверку в «Честном знаке».
  • [М+] — товар успешно прошел проверку в «Честном знаке».
  • [М] — нет ответа от системы маркировки «Честного знака». 
Подробнее про статусы писали в статье.

14. Как убедиться, что я правильно продаю маркированную воду?

  1. Во время закрытия смены проверяйте, все чеки ушли в ОФД.
  2. Периодически проверяйте чеки в личном кабинете «Честного знака». Они должны быть обработаны корректно.

15. Как списывать и выводить товар из оборота, кроме продажи?


Сформируйте в личном кабинете «Честного знака» документ «Вывод из оборота» и укажите нужную причину:
  • уничтожение,
  • утилизация,
  • утрата,
  • истечение срока годности,
  • безвозмездная передача,
  • использование для собственных нужд,
  • использование для производственных целей,
  • конфискация. 
До 1 февраля 2025 года для вывода из оборота по этим причинам не нужно сканировать коды маркировки. Вывод осуществляется в объёмно-сортовом виде. Просто выберите товар с нужным GTIN и укажите нужное количество.

Передать данные в «Честный знак» нужно не позднее 3-х дней с момента вывода из оборота.

16. Как работать с маркированной водой сегменту HoReCa и общепиту в госучреждениях?

Если вы используете воду для приготовления блюд и работаете с поставщиком по ЭДО**, то можно использовать любой из 3 вариантов:

Вариант 1

  1. При создании УПД поставщик указывает признак «Отгрузка не участнику оборота».
  2. Вы подписываете документ и товар автоматически выходит из оборота.

Вариант 2

  1. Поставщик не указывает специальный признак.
  2. После отправки УПД поставщик самостоятельно выводит товар из оборота в «Честном знаке». Для этого он должен указать причину «Использование для собственных нужд» и ваш ИНН в поле «ИНН покупателя». 

Вариант 3

  1. Поставщик отправляет вам УПД, а вы самостоятельно выводите товар из оборота до того, как начнёте его использовать.
  2. Зарегистрируйтесь в «Честном знаке».
  3. Создайте документ «Вывод из оборота» с причиной «Использование для собственных нужд» без указания «ИНН покупателя».
С 1 марта 2023 года заведениям общепита не нужно сканировать коды маркировки на каждой бутылке, если они используют воду для приготовления блюд и продают её клиентам. Сообщать о том, что вода вышла из оборота в соответствии с правилами объёмно-сортового учёта нужно в течение 3 рабочих дней после реализации продукции в личном кабинете «Честного знака».

​​17. Как работать с маркированной водой гостиницам? Как списывать воду, которая продаётся через мини-бар?

Воду, которая размещена в мини-баре, нужно выводить из оборота с указанием причины вывода «Розничная реализация». Для этой причины действует только поэкземплярный учёт. В документе «Вывод из оборота» нужно указать конкретные коды маркировки. Когда гость выписывается из гостиницы, пробейте чек без кода маркировки.

18. Можно ли продавать маркированную воду, если у меня фискальный накопитель старого образца?

Использовать такой фискальный накопитель можно, пока не истечёт срок его действия. Но нужно сканировать код маркировки в чек. На чеке будет появляться [М].
Как только закончится срок действия срок вашего ФН, замените его на ФН нового образца, перерегистрируйте и настройте кассу на ФФД 1.2.

​​19. Как продавать маркированную воду интернет-магазинам?

Есть разные варианты работы. Какой из них использовать, зависит от того, кому вы продаёте воду ― физлицу или юрлицу, используете своих курьеров или привлекаете стороннюю службу доставки.

Вариант 1. Если вы продаёте воду физлицу и доставку осуществляет ваш курьер. Нужно сканировать код маркировки при передаче товара или выводить товар из оборота на складе.

Вариант 2. Если вы продаёте воду физлицу и доставку осуществляет сторонний курьер. Нужно вывести воду поэкземплярно при передаче в курьерскую организацию с указанием «Дистанционная продажа». Нужно отсканировать коды с каждой проданной бутылки. При передаче воды клиенту, нужно пробить чек без кода маркировки.

Вариант 3. Если вы продаете воду юрлицу. Обмениваться документами можно по ЭДО. При поставке нужно указывать в УПД признак автоматического вывода из оборота. Тогда не нужно указывать коды, а только GTIN и количество товара.

20. Что делать, если я покупаю воду в больших супермаркетах и перепродаю у себя на точке?

Вы не можете купить воду как физлицо. Если вы перепродаёте маркированный товар, то становитесь участником оборота.
Вам нужно будет обмениваться с супермаркетом документами по ЭДО или просить поставщика указывать в чеке ИНН вашей организации. В таком случае товар перейдёт на ваш виртуальный склад в «Честном знаке».


*Работа с ЭДО включена в подписку на «Маркировку». Сервис умеет работать со всеми основными операторами ЭДО.
**Если вы не продаете воду через кассу, то достаточно подключить сервис «ЭДО» отдельно от «Маркировки».